Время работы: с 9:00 до 18:00 Понедельник-пятница

Форменное обогащение

Журнал "Деньги" № 39 

РАСТУЩИЙ РЫНОК.

В советские времена производство пластмасс в основном было сконцентрировано на оборонных предприятиях, и простым гражданам перепадали лишь детские ванночки, тазики да лейки. После 1990-х популярными стали пластиковые стаканчики: как удобно было смешивать в них водку с апельсиновым соком! Впрочем, специалисты знают, что из пластмассы делают громадный ассортимент продукции: мебель и корпуса телевизоров, байдарки и туалеты. По экспертным оценкам, количество выпускаемых изделий из пластмассы в России, не являющейся лидером отрасли, 250-300 тыс. единиц. А ведь все это разнообразие форм достигается благодаря практически одному полипропилену (и схожим продуктам переработки нефти) и нескольким основным технологиям переработки пластмасс: ротационной формовке, вакуум-формованию и литью под давлением.

В течение последних десятилетий прослеживается устойчивая тенденция: темпы роста мирового потребления полимерных материалов значительно опережают темпы роста общемирового производства (по оценкам экспертов если годовой рост мирового валового продукта будет составлять 3,5%, то потребление пластмасс будет ежегодно увеличиваться на 5,5%). Фактически уровень потребления современных полимеров - показатель развитости и технологичности страны.

ВРАЩЕНИЕ ПО КРУГУ.

В пластмассовом бизнесе, как и в любом другом, одно правило: чем меньше производителей, ниже конкуренция, тем рентабельнее бизнес. Именно поэтому, по мнению специалистов, одна из самых рентабельных технологий - так называемая ротационная формовка, которая дешевле формовки на термопластавтоматах, и используется, в основном, для мелкосерийного производства. Пресс-формы для термопластавтоматов должны выдерживать высокое давление и поэтому изготавливаются из дорогого легированного металла. При ротоформовке высокое давление отсутствует. Скорость отливки при ротоформовке конечно ниже, но пресс-форма стоит дешевле.

По всей стране в области ротоформовки работают три-четыре фирмы, основные из них: "Ротопласт", "Элгад-полимер", и "Анион". Они появились на рынке во второй половине 1990-х. До этого эти технологии применялись военными, в частности, для производства корпусов ракет (это кстати, было одним из тщательно оберегаемых секретов, поэтому ракеты красили под металл).

Лазарь Аврух, технолог "Ротопласта": В отличие от бетона срок жизни пластика - десятки лет, и, несмотря на большую стоимость пластикового колодца (порядка $300) по сравнению с бетоном, в итоге эксплуатационные расходы получаются несравненно меньшими. В Европе это давно поняли, перейдя именно на пластик.

В 1998 году, на базе арендованного во Владимирской области цеха, фирма «Ротопласт» собственными силами создала первую машину для ротационного формования, на которой и начали производить пластиковую продукцию, с перспективой участия в программе Московского правительства по замене водосточных и канализационных колодцев на полимерные.

Правда, после августа 1998 года от проекта производства колодцев всем компаниям пришлось отказаться: для бюджета города они стали слишком дороги. Хотя на самом деле есть еще одна веская причина: лобби московских бетонных заводов, которым тоже надо что-то кушать. Но именно после неудачи на рынке колодцев ротоформовщики открыли для себя новую нишу - выпуск дорожных блоков ограждения (именно они на время любой дорожной стройки или укладки асфальта опоясывают участок). До начала их выпуска в России строители вынуждены были завозить блоки из Европы. При этом каждый обходился в $200, и это было невыгодно: блок внутри полый, а места занимает много - платили за перевозку воздуха. Именно производство дорожных ограждающих блоков на фоне бурного развития дорожного строительства (по данным "Ротопласта", на дорогах Москвы из установлено больше 10 тыс.) способствовало росту фирм, работающих по технологии ротационного формования, позволив наладить выпуск прочей продукции - уже для населения: от баков объемом до 30 тыс. литров, до туалетных кабин.

Через год началось строительство второй линии, позволяющей стабильно выпускать необходимое количество требуемой продукции на установке собственного производства с диаметром сферы до 3,5 метров.

Опубликовано в журнале "Деньги" №39 09.2003

Наверх
Заказать звонок
X
У Вас есть вопросы?
Оставьте свои контакты, и мы перезвоним вам!